Форум » Название подфорума8 » народы индии » Ответить

народы индии

rani33:

Ответов - 39, стр: 1 2 3 All

rani33: Кашмирцы Самоназвание - кашмири. Народ в Индии, проживающий главным образом в штате Джамму и Кашмир. Численность 3.4 млн. человек. Согласно данным 1981 г. 1.45% кашмирцев живут вне пределов штата Джамму и Кашмир, в основном, в штате Химачал-Прадеш (67.13%), а также в Харьяне (2.9%), Махараштре (3.28%), Панджабе (2.5%), Раджастхане (2.23%), Уттар-Прадеш (4.55%) и Дели (10.9). Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, к мезо- и неоиндийскому типу. Язык кашмири дардской подгруппы индоарийской группы индоевропейской языковой семьи. Имеет диалекты кашмири (на его основе - литературный язык), каштавари, погули, сираджи, рамбани. Среди мусульман преобладает арабская графика, среди индуистов - письменность деванагари. 24.16% кашмирцев билингвы. 84.47% кашмирцев кроме кашмири говорят также на урду, официальном языке штата Джамму и Кашмир. 8.58% кашмирцев говорят также на хинди, 0.15% на панджаби, 0.93% на догри, 5.68% на английском. Кашмирцы В настоящее время большинство кашмирцев - мусульмане-сунниты. В ХVI - ХVIII вв., во время завоевательных войн мусульманских правителей Ирана, Афганистана и Средней Азии, кашмирцы были обращены в ислам, в значительной мере были ассимилированы. Кашмирцы - индуисты, в основном, шиваиты, почитают Шиву и Дургу. Распространено почитание божеств местных пантеонов - Шарика, Рагья, Джвала. Индуизм в Кашмире издревле был высоко развитым, здесь во второй половине 1 - начале 2 тыс. н. э. развилось направление кашмирского шиваизма. В ХIII в. появились переложения Вед на кашмири. С ХIII в. тут развивалась оригинальная литература на основе собственной письменности шарада. В 1947 г. был создан штат Джамму и Кашмир, усилились процессы национальной консолидации кашмирцев. Кашмирцы - брахманы сарасват, кашмирские пандиты (также батта), происходящие из Кашмирской долины, проживающие на территории Джамму и Кашмир (в основном, в городах). Среди кашмирцев-пандитов выделяются эндогамные группы - гор (класс священников) и каркун (государственные служащие); они подразделяются на 199 готра. Другое деление кашмирских пандитов - малмаси и банамаси (последние мигрировали, и позднее вернулись в Кашмир), бухур и парби (низкие страты в иерерхии). Преобладают моногамные патрилокальные нуклеарные семьи. Практикуются развод и повторный брак. Основное занятие - пашенное земледелие (возделывают рис, кукуруза, пшеница, ячмень, хлопок, шафран, масличные, садовые, огородные культуры, цветы), а также скотоводство (главным образом овцеводство). Традиционные ремёсла - изготовление шерстяных (кашмирских) шалей, ворсовых ковров, вышитых ковров из ворса, изделий из папье-маше, меди, эмаль, резьба по дереву. Традиционное жилище - двух- или трёхэтажные дома, каменные, кирпичные или деревянные, первый этаж служит для содержания скота и утвари, второй и третий - жилые. Крыша высокая, из черепицы, соломы, дранки. Основная пища - рис, большинство кашмирцов (но не высококастовые брахманы) едят мясо. Традиционные блюда - яхни (блюдо из рубленного мяса с пряным соусом), кофта (шарики из мелко молотого мяса или овощей), гуштаба (мясной шар, пропитанный горячим пряным соком). Костюм кашмирцев архаичен, между мужским и женским комплектами наблюдаются малые различия. В отличие от прочих народов Индии, многие элементы в одежде кашмирцев шерстяные. Состав костюма: длинная рубаха курта, нима, камиз (у женщин - более короткая), распашные халаты пхирен и чога (женские - более длинные) и штаны (мужские - пайджама, женские - шальвар). Мужчины носят шапочки (мусульмане - пилотки, индуисты - круглые), женщины - круглые шапочки, или покрывают голову шалью или краем сари. Одежда индуистов, в отличие от мусульман, более узкая. Женщины - мусульманки носят бурку или парду. Одежда (в особенности, женская) украшена вышивкой. Мужчины и женщины носят шали и покрывала - чадар. Праздники - Кхехриямавас, Навруз, Сонт Пармасатам (Джанмаштми), Хираз (Шивратри). Кашмирцы - индуисты посещают также местные мусульманские святыни.

rani33: синдхи Самоназвание синдхи, "индийский", от санскритского "Синдху" - Инд. Народ в Пакистане, главным образом в провинции Синдх, и в Индии, главным образом в пограничных с Пакистаном районах штата Раджастхан. В настоящее время синдхи - мигранты с территории Пакистана также широко расселены в урбанистических районах Индии - Бомбее, Саураштре, Куче, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарате (синдхи лухана, дистрикты Джунагадх, Райкот, Джамнагар и Ахмедабад), а также спорадически в Бихаре (Музаффарпур, Катихар, Дханбад, Патна, Джамшедпур, Гайя), Ориссе (Куттак, Майюрбхандж, Самбалпур), Тамилнаду (в городах, индустриальных центрах), Андхра-Прадеш (Хайдерабад, Адилабад, Низамбад, Каримнагар, Виджайявада, Тирупати). Численность в Пакистане 13.5 млн. человек, в Индии 2.3 млн. чел. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Язык синдхи индоарийской группы индоевропейской семьи, делится на четыре диалекта; в основе литературного языка - диалект вичоли. Много заимствований из арабского и персидского языков. Письменность на основе арабского алфавита, среди синдхов Индии распространено письмо деванагари. Синдхи Индии владеют вторым языком - хинди, ория и др., в зависимости от места проживания. Большинство синдхов - мусульмане-сунниты; в Индии, главным образом, сикхи и индуисты. Среди последних популярны культы Варуна (часто как семейного божества), речного бога Джхулелала, Шивы, Матери-богини, Четхи Чанд (как местного божества в Уттар-Прадеш), Свами Лила Сах Махараджа (как кланового божества). Несмотря на различия в религиозной практике, все касты синдхов признают лидирующую роль брахманов в исполнении важнейших религиозных обрядов. Этническую основу синдхов составили индоарийские племена, появившиеся на территории Синда в 1 тыс. до н. э. В этногенезе приняли участие племена саков и масагетов, эфталиты, позднее арабы, под властью которых с начала VIII до середины X вв. находился Синд, и которые начали тут распространять ислам. С XI в. Синд подвергался многочисленным вторжениям, население пополнялось иранскими, афганскими, тюркскими, белуджскими и другими народами, постепенно ассимилировавшимися в единый этнос. В XV - XVI вв. на этногенез синдхов повлияли некоторые белуджские племена и брагуи, отдельные кланы джатов из Южного Панджаба. В 1843 г. английские колонизаторы присоединили Синд к британским владениям в Индии. В конце XIX в. началось антифеодальное и антиколониальное движение во главе с мусульманской сектой хуров (от арабского хур - "свободный, вольный, независимый"). Движение способствовало росту национального самосознания и консолидации. В 1935 г. синдхи добились выделения Синда из Бомбейской провинции. После образования Пакистана в 1947 г. Синд вошёл в его состав; туда переселилось много мусульман из Индии. Общество синдхов, согласно Хиранандани, до разделения не имело каст брахманов и шудр, в нём не было неприкасаемых, полигамии и детских браков. В настоящее время среди синдхов имеется несколько брахманских групп. Социальное деление основывается на типе занятия, территориальном принципе. В зависимости от места происхождения различают синдхов Суркур, Шикарпури, Мирпури, Сайти, Хайдерабади, Чаппру. Гетерогенность общества синдхов проявляет набор их фамилий: зафиксировано 933 единиц. Характерным признаком является суффикс "ал" (экзогамные группы Нагпал и др.), аффиксы "ани" (добавляемые к имени предка - Лалвани) и "джа" (Хиндуджа). Различаются субгруппы сингхов, расселённых в разных районах Индии. Синдхи Уттар-Прадеш делятся на кланы - чханчория, какку котха, кхола, маду, маджетиа, сунеджа, соратия и варния; среди них зафиксированы касты брахманов и кхатри. Кланы регулируют брачные отношения. Среди синдхов Мадхья-Прадеш - брахманы, кхатри, сохи, бхат и синдхи сардар. Синдхи лухана Гуджарата делятся на лади (низшая часть общества) и уттарадхи (высшие). Традиционный механизм общественного контроля - Сарва Нийят Панчаят на государственном уровне, имеющие региональные и местные представительства. Существуют благотворительные организации синдхов, одна из крупнейших - ассоциация Шри Синдхи Гуру Сангат Сабха в Хайдерабаде (штат Андхра-Прадеш). Система родства арабского типа. Практикуются левират и сорорат. Превалирует нуклеарная семья. Имущество делится по мужской линии, главным наследником является старший сын. Основное занятие синдхов Пакистана - пашенное земледелие (просо, сорго, рис, пшеница, горох, бобовые, масличные культуры), имеется искусственное орошение. Разводят крупный рогатый скот (буйволы, зебу), лошадей. На побережье и в дельте Инда значительна роль рыболовства. Ремёсла - сохранились некоторые виды ручного ткачества, выделка кож, производство ковров. Женское ремесло - вышивка по ткани. Развивается промышленность, интеллигенция, художественная литература. Большинство синдхов Индии занято в торговле и предпринимательстве, работают в качестве инженеров, врачей, преподавателей, административных работников. Сельское жилище - глинобитное или плетнёвое с обмазкой, у зажиточных из сырцового или обожжённого кирпича, обычно обнесённое забором. Крыши плоские из слоёв жердей и тростника, пересыпанных землёй. Одежда мужчин и женщин - шаровары и рубаха, мужчины подпоясываются. Женщины поверх шаровар носят юбки, некоторые - сари. Разнообразны головные уборы: у мужчин чалма, у женщин накидка чадар, много украшений, в том числе крупные серьги в носу (натх). Пища - просяные лепёшки (роти), похлёбки из гороха, бобовых, пшена, в дельте Инда - рис и рыба. Зерновая основа пищи - пшеница, рис, баджра и гороховые культуры. Большинство групп синдхов невегетарианцы (за исключением брахманских групп, особенно в Дели, Тамилнаду, Андхра-Прадеш). Употребляют мясо (преимущественно баранину, не свинину), птицу, рыбу, яйца, овощи, фрукты, молоко буйволиц и коз. Популярен чай. Мужчины изредка употребляют алкогольные напитки. Важнейшие ритуалы связанные с рождением и детством для детей обоего пола - чхатхи, бархи, намкаран санскар и аннапрасан, мандан санскар; свадебный ритуал - каньядан; похоронные обряды - дах санскар и шрадха. Семейные институты и обряды жизненного цикла синдхов различных областей в основном схожи. Популярны календарные праздники - Холи, Рам Навами, Джанмаштми, Дассера, Дивали. В дистриктах Горакхпур и Канпур Бихара синдхи в июне-июле празднуют Амарлал мелу. Сохраняется музыкально-песенный фольклор: женские танцы исполняют переодетые мужчины; популярен танец дхоба. Среди синдхов Индии практикуется ритуальный обмен продуктами и пищей с индийцами высоких каст.

rani33: Бенгальцы Народ, основное население штата Западная Бенгалия Индии и Республики Бангладеш. Общая численность - около 180 млн. человек: в Бангладеш около 90 млн., в Индии около 85 млн. Расселены также в Непале, Бутане, Сингапуре, США, Канаде, Великобритании, во многих других странах мира. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, в основном к мезоиндийскому антропологическому типу, с некоторой примесью монголоидных черт (на севере и востоке) и дравидских (на юге) черт. Говорят на языке бенгали (бангла-бхаша) индо-арийской группы индоевропейской языковой семьи, а также на языках хинди, урду, английском. Выделяются две группы диалектов бенгали - западная и восточная, существуют два литературных языка - классический (на основе западных диалектов) и разговорный (на основе калькуттского и современных западных говоров). В Бангладеш идет формирование особой формы бенгали на основе даккского диалекта. Письменность бонгаккхор, восходящая к древнеиндийской графике брахми. Высоко развита профессиональная литература. Бенгальцы Бангладеш - в основном мусульмане-сунниты, имеются индуисты; Индии - в основном индуисты, имеются мусульмане, джайны, христиане. Бенгальцы - индуисты шиваиты и вишнуиты, но при этом особенно почитают богинь Дургу и Кали. Дурга-пуджа - их важнейший осенний календарный праздник. Этноним бангла восходит к ведийскому названию государства Банга восточных областей Индии. В западных областях этнической территории бенгальцев еще в середине 1 тысячелетия до н. э. начали развиваться джайнизм и буддизм. Этническая история народа представляет собой смешение многочисленных гетерогенных групп, и консолидацию, создание бенгальского государства в VIII - XIII вв. Государство Палов, где был распространен буддизм, работали крупные монастыри, образовательные центры, существовало до XIV - XV вв. В конце XVI вв., после завоевания и разгрома территорий мусульманскими армиями, тут начал распространяться ислам. Территория бенгальцев в конце XVI - XVIII вв. вошла в состав империи Великих Моголов. В XVIII в. тут появилась и начала активно действовать Британская Ост-Индская компания, и постепенно земли Бенгалии были подчинены английским властям. В 1905 г. британская администрация разделила Бенгалию на две провинции, но в результате движения сопротивления в 1911 г. они были воссоединены. В 1947 г., в связи с образованием Пакистана, произошло второе разделение Бенгалии, и Восточная Бенгалия отошла Пакистану. В 1971 г. в результате национально-освободительного движения образовалось независимое государство республика Бангладеш. Основное занятие бенгальцев - земледелие, возделывается рис, джут, бобовые, масличные культуры, сахарный тростник. В северных областях возделывается чай. Развиты ремёсла - знаменитые бенгальские ткани (муслин, муршидабадский шёлк), обработка металла, дерева, тиснение кожи, слоновой кости. Развиты текстильная и джутовая промышленность (особенно в Западной Бенгалии). Основная пища - рис, бобовые, овощи, рыба. Знамениты бенгальские сладости (шондеш, рошгулла, дои). Мусульмане и низкокастовые индуисты употребляют мясо - говядину, отчасти свинину, птицу, мясо голубей. В южных районах Бенгалии поселения распространены по берегам рек, усадьбы (бари) расположены близко друг к другу. В северо-западных районах поселения расположены вдоль дорог, бари находятся на расстоянии (в период дождей сообщение между ними осуществляется на лодках). Жилища каркасно-столбовое, стены глинобитные или плетёные и обмазанные глиной, на бамбуковом или деревянном каркасе с высокой соломенной крышей. Традиционная женская одежда - сари, обязательны украшения. Мужская - дхоти и покрывало чадар. Мусульманские женщины носят платок, мужчины (особенно мусульмане) - лунги. Головные уборы - тюрбаны у индуистов, круглые шапочки у мусульман. В торжественных случаях надевают обувь. Высоко развиты исполнительские искусства - музыка, танец, народный театр (кукольный, лирическая драма джатра), а также профессиональное киноискусство, станковая живопись, танец, драма.


rani33: Религиозная культура адиваси Религиозная культура адиваси Религиозная культура адиваси объединяет культы предков, солнца, богинь-матерей, духов. Наряду с этим большинство адиваси почитают (часто в преобразованном виде) богов индуистского пантеона, отмечают индуистские, исламские, христианские, буддийские праздники. Согласно официальным данным, большинство адиваси - 87.05% в 1981 г. - носители индуизма. В большинстве случаев это номинальный индуизм, без молений в общих индуистских храмах, без обслуживания брахманским жречеством, но в соединении со старой племенной культовой практикой и религиозными представлениями. 6.98% адиваси формально христиане, в особенности в Северо-Восточной и Центральной Индии (их число растёт), 0.6% - буддисты (в Сиккиме - 95.1%, Химачал-Прадеш - 19.01%, Аруначал-Прадеш - 11.68%, Трипуре - 8.99% и Мизораме - 8.56%, а также в Уттар-Прадеш - 1.49% и Западной Бенгалии - 1.63%; их число растёт). Пригималайские народы и народы Непала, считаясь индуистами, испытали влияние буддизма. Имеются племена, следующие одной религии: индуизму (378 племён, 59.4%), христианству (149, 23.4%), исламу (19, 3%), буддизму (44, 6.9%), племенной религии (292, 45.9%), религии доньи поло (1 племя Аруначал-Прадеш, 0,2%). Около 7 млн. махаров Махараштры обратились в буддизм. Имеются племена, следующие двум религиям: индуизму и племенной религии (90 племён, 21%), христианству и племенной религии (55, 13%), индуизму, исламу и христианству. Христианские миссионеры начали свою деятельность уже в 1813 г. среди кхаси Ассама, в 1850 г. среди ораонов Чхотанагпура, в 1880 г. среди бхилов Мадхья-Прадеш. Христианство особенно широко распространено среди племён северо-востока Индии - Манипура (94.55%), Нагаленда (93.09%), Мизорама (88.46%), Мегхалайи (66.32%), а также на Андаманских и Никобарских островах (92.6%). Проникло христианство и в племенную среду Аруначал-Прадеш (4.25%). Возрастают племенные религии, особенно в Аруначал-Прадеш, Мегхалайе, Бихаре, Керале, Трипуре. Среди мундо, хо и санталов заметно обращение к культу священных пещер; в Мадхья-Прадеш - возрождение гонди дхарма. Среди ванчо, ноцте и нага распространены элементы культа охотников за головами (с которым связано искусство резьбы по дереву в Аруначал-Прадеш и Нагаленде). Среди мария, агария, куттиякандх, саора, варли широко распространено украшение внутренних и внешних стен и полов домов и хозяйственных построек рисунками и орнаментальными поясами. Встречаются надгробные стелы, вотивные фигуры (терракотовые фигурки животных, людей и богов) и жертвы в честь умерших. Для адиваси характерно наличие священных мест не в жилых пространствах, а в горах, лесах, у скал, рек. Почти все племенные общины употребляют мясную пищу. 64.4% едят свинину, 36% - говядину, 30% - мясо буйволов. Вегетарианство распространено среди тода (не считая христианских групп), рабари и бхарвад, а также отчасти среди групп санталов, ораон, бхилов, гондов, каваров и некоторых других племён. Рис употребляют 91.2% племён, животный жир 18.1% (преимущественно, среди племён Северо-Востока), корни диких растений - 86%. Использование растительного масла, масла земляного ореха и горчичного семени - недавнее заимствование ряда племён.

rani33: За исключением бхагатов - племенных групп, принявших вишнуизм, - почти во всех племенах приняты алкогольные напитки, до недавнего времени в основном домашнего производства. Алкоголь употребляют практически все мужчины и женщины - 49.8% изредка, 22.8% постоянно. В настоящее время 60.5% адиваси (385 племён) покупают алкогольные напитки на рынке. Использование молока в пищу является нововведением для большинства адиваси. Отдельные племена (тода) восприняли молоко в свою диету, другие (особенно племена австралоидных и монголоидных групп) - нет. Возрастает роль стручковых овощей (46.5%) в диете всех племён. Племена находятся вне варновой системы индийского общества. Однако 11.8% из них помещают себя в систему варн: из них 8.3% считают себя кшатриями, 7.5% - шудрами, одно племя пардхан - вайшьями, 0.9% - брахманами (гадди брахман, пангвал брахман, кагати, некоторые группы джансари). В целом 26.9% племён считают свой статус в социальной иерархии высоким, 46.9% - средним, 25.3% - низким. Почти все племена имеют внутреннюю иерархию, основанную на происхождении. Многие племена делятся на территориальные сегменты. Большое число племён - в основном, центральной и северо-восточной Индии - имеет женские сообщества и фратрии. Социальная организация племён строится на делении на кланы и линиджи, между которыми регулируются брачно-родственные отношения. Почти все племенные группы эндогамны. 458 племён имеют клановую экзогамию; редкие случаи клановой эндогамии фиксируются в среде мигрирующих групп, а также среди племён, переживших социальный стресс, как мизо. Большинство племён (главным образом, в южной, центральной и северо-восточной Индии) имеют практику кросс-кузенных браков: 359 племён практикуют брак с дочерью дяди по матери, 259 - по отцу. 84 племени признают брак дяди и племянницы. Моногамный брак доминирует среди адиваси, но имеется также практика сестринской полигинии (153 группы), и не-сестринской полигинии (239 групп). 535 общин практикуют выкуп за невесту, деньгами и натурой. 91.7% адиваси - патрилокальны, 3.3% - матрилокальны, 1.9% - билокальны. В 93.2% племён практикуется развод, в 95.8% и 90.1% - повторный брак вдовцов обоего пола и разведённых соответственно. Возраст вступления в брак постепенно повышается. Доминирует нуклеарная семья (91.4%). Большинство конфликтов возникает по вопросу о наследстве и собственности. Большинство племён имеют мужскую форму наследования, 11 племён наследуют собственность по женской линии, 56 племен равно делят собственность между сыновьями и дочерьми (в основном, это племена Кералы и дистрикта Дакшин Каннары в Карнатаке, находящиеся в процессе трансформации от матрилинейности к патрилинейности). У некоторых адиваси имеются дома неженатой молодежи (у ораонов, мунда, асуров, нага, мудуваров, мария).

rani33: Андаманцы Коренное население Андаманских островов, северные андаманцы (обитатели Больших Андаманских островов - ака-кари, ака-кора, ака-боа, ака-джеру, ака-беа и др.), и южные андаманцы (онге Малых Андаманских островов, джарава Больших Андаман, жители островов Северная Сентинея, Рутланд). Антролопологически относятся к негритосской группе большой австралоидной расы. Низкорослые: средний рост мужчин 148 см, женщин 138 см. Говорят на нескольких языках - беа, бажингдиджи, ерева, джирава, онге, которые делятся на диалекты. Языки изолированные, возможно, отдаленно родственны папуасским (согласно теории Дж. Гринберга). Распространены традиционные верования, культы духов природы, и особенно муссона - Пугугу (Билику), а также культ героя Томо. Существует тут и христианская церковь. Сохранилась племенная организация, при том, что локальные группы слабо консолидированы. Андаманцы Андаманцы Занятия береговых андаманцев - ловля морских черепах и рыболовство. Живут семьями в малых хижинах, объединенных вокруг площади для собраний и танцевальных представлений и обрядов. Лесные андаманцы (более оседлые) занимаются охотой на диких свиней с луком и гарпуном, с собаками. Занимаются собиранием плодов, ягод, меда. Живут в больших домах на несколько семей, существуют мужские дома, неженатых юношей, прошедших инициацию. Дом южных андаманцев - круглый, с конической крышей, северных - прямоугольный, с двускатной крышей, крытый пальмовыми листьями. Одежда андаманцев минимальна, это набедренная повязка из растительных волокон. Андаманская девушка Андаманская девушка В конце 18 века Андаманские острова были завоеваны Британской империей. В 1857-59 годах они стали местом ссылки восставших против власти. В результате колонизации здесь вспыхнули эпидемии, в том числе венерических заболеваний, началась массовая гибель среди местных жителей. Если в середине 19 века здесь проживало около 5000 человек, то к началу 20 века осталось всего 625. После обретения Индией независимости оставшихся андаманцев переселили на остров Стрейт. Среди андаманцев наиболее склонными к контактам с чужеземцами являются онге, джарава и сентинел живут изолировано. Литература: Вайдья С. Острова, залитые солнцем. Перевод с английского. М., 1968. Маретина С. А. Андаманцы. К проблеме доземледельческих обществ. СПб, 1995. Сингх И. Н. Повесть об Андаманах. М., 1984. Man E. H. On the abooriginal inhabiitants of the Andaman islands. L., 1932.

rani33: click here

rani33: Маратхи Маратхи, махараштрийцы. В восточных районах Махараштры синоним маратхов - барги. Самоназвание - маратха. Основное население штата Махараштра в Индии, конгломерат различных каст и групп. Численность 57 млн. человек. Ряд линиджей маратхов расселился по широкой территории Индии, от Танджора в Тамилнаде до Джанси-Канпур в Уттар-Прадеш, и от западных районов Гуджарата до Ориссы. Группы брахманов маратхи переселились в Химачал-Прадеш (Кумаон). 155 групп маратхов расселены в 56 дистриктах Индии - в Махараштре, Гоа (там зарегистрированы две группы маратхов. Кшатрия и сатаркар или конкани), Карнатаке (где бытуют этнонимы - маратха, марата, арекшатри, аремаратха, арья маратха), Тамилнаду (Танджор, Аркот, Тиручирапалли), Ориссе, Мадхья-Прадеш (маратхи кшатрия и дхангар), Дели, Уттар-Прадеш (в основном, маратхи - брахманы кокнастх, караде, дешастх; сконцентрированы в районе Бунделкханд), Андхра-Прадеш (Телангана, где маратхов называют также ареоллу), Керала (дистрикт Касаргод). По антропологическому типу неоднородны: большинство относится к индо- средиземноморской расе большой европеоидной расы, некоторые группы обнаруживают черты веддоидной расы. Маратхи характеризуются длинной и маленькой головой, средним ростом, длинным лицевым и широким носовым профилем Говорят на языке маратхи индоарийской группы индоевропейской семьи. Диалекты различаются слабо, наиболее выделяется диалект конкани, иногда рассматривается как самостоятельный язык. Письменность на основе азбуки деванагари. Большинство индуисты, имеются мусульмане (шииты), буддисты (необуддисты, главным образом из бывших "неприкасаемых"), христиане-католики (в районе Гоа). Почитают клановых божеств (кулдевата) Бхавари, Кхандоба, Дургу, Сатери, Бхавани Деви. Развито движение бхакти, с почитанием бога Виттхала (Витхобы; социолог Иравати Карве "Я нашла новое определение для Махараштры - это земля, чьи люди ходят в паломничество в Пандхарпур"). Среди маратхов особенно популярен бог Ганешу, праздник Ганешу чатуртхи длится 10 дней и собирает много паломников, включает шествия, театрализованные представления, ритуальные танцы. Распространена традиция бхакти варкари, божество Витхоба (Виттхал) в г. Пандхарпуре. Предки маратхов - племена ратхов, махаратхов, раштракутов, обитавшие на территории Махараштры, упоминаются в ведической и эпической литературе. Древнейшее письменное упоминание маратхов относится ко 2 в. до н. э., однако исследования тотемных имён экзогамных групп среди маратхов, института девак, клановых символов свидетельствуют о глубоких корнях маратхов как автохтонов. На территории маратхов существовало несколько древних и средневековых государств. Страна маратхов, Махараштрамандала, впервые отчётливо описывается в труде Днянешвара "Днянешвари" (1290 г.). Консолидации маратхов способствовало создание во второй половине ХVII в. независимого маратхского государства, которое в ХVIII в. распалось на княжества. Консолидация правящих линиджей (кулов) маратхов было связано с политическим и военным лидерством махараджи Чхатрапатхи Шиваджи. В результате англо-маратхских войн XVIII - XIX вв. значительная часть земель была завоёвана англичанами. Во второй половине XIX в. усилился процесс национальной консолидации. После получения Индией независимости в 1947 г. земли маратхов входили в состав разных штатов, а в 1960 г был создан штат Махараштра.

rani33: Маратхи Тхурстон (1909 г.) определял маратхов как единство не-брахманских каст, преимущественно военных, переселившихся в южные районы Индии. Нанджундайя и Айер (1931 г.) относят матархов к кшатриям четырёх династий - Сурьяванша, Сомаванша, Ядуванша и Шешаванша. В эпоху средневековья маратхи проявляются как аггломерация воинских, сельскохозяйственных групп и землевладельцев. Ранняя этнографическая литература описывает маратхов как гетерогенные группы, расселённые по Махараштре и Конкану, и подразделяющиеся на три сегмента: маратхи - земельные собственники, маратхи - кунби, или кулвади (земледельцы), маратхи - рабочие касты. Кроме того, выделяют "чистых" маратхов, кшатриев (асал, кхандани или кулин; они подразделяются на 96 кланов - кулов), потомков маратхов и их наложниц из других народов (аккармаш, каду маратхи) и смешанных маратхов - потомков от браков представителей разных каст. "Чистые" маратхи имели гипергамные отношения с кунби, в результате чего происходила интенсивная "маратхизация" кунби. Высшими кланами маратхов считаются пять - Джадхав, Море, Мохите, Ширке и Павар. Маратхская брахманская каста читпаванов. Маратхи Андхра-Прадеш делятся на субгруппы чеде арелу и гондилу; среди нет взаимных браков. Среди маратхов практикуются кросс-кузенные браки, известна полигиния. Семьи в основном нуклеарные, патрилокальные. Практикуются развод (кроме маратхов - брахманов) и повторный брак как для женщин, так и для мужчин. Имущество делится по мужской линии, среди маратхов - брахманов - среди сыновей и незамужних дочерей. Маратхи признают родство как по материнской, так и по отцовской линии (вторая важнее). Основные институты родства - семья (кутумб, гхар, гхаране), клан (кул), тотем (девак), локализованный патрилинейный линидж (бхаубанд, бхауки). В куле есть семьи, девата (божество), тотем (девак). Кул экзогамен. Кула девак - дерево, растение, символ - играет большое значение в связи с браком. Вычислить готру и джати у маратхов очень сложно. Маратхи Система балутедари существовала в Махараштре до 1970-ых гг., она подобна общеиндийской джаджмани, это обмен между представителями различных занятий, ремесленниками, служащими (прачками, цирюльниками и т. п.), брахманами, астрологами с одной стороны (услуги и товары) и землевладельцами с другой (продукты, зерно). Совет старейшин - бхабки - решает конфликты на уровне деревни. Основные занятия - пашенное земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, поливной рис, сахарный тростник, арахис, кунжут, лён, хлопок, табак; традиционно использовалась тягловая сила быков), огородничество, садоводство (главным образом, в районе Бомбея). На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы, молочное животноводство. Ремёсла - ткачество, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Среди маратхов растёт удельный вес новых зажиточных крестьян, а также безземельных рабочих. Около трети маратхов живёт в городах, заняты главным образом в крупной и мелкой промышленности, на государственных и частных предприятиях, торговле, служат в армейских подразделениях. Сохраняются касты, делящиеся на экзогамные группы (кул), имеющие свои тотемы - деваки. Деревни крупные, обычно состоящие из кварталов (али), населённых членами нескольких каст или одной касты. Деревенский староста - патил - принадлежит обычно к правящему классу. Традиционные сельские дома у зажиточных - из обожженного кирпича, побелены, с черепичной крышей, часто двухэтажные, с внутренним двориком. У менее состоятельных - одно- или двухкамерные, глинобитные и каменные, с плоской глинобитной, на побережье с высокой двускатной черепичной крышей. Традиционные горные жилища - кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы. Скот часто помещается под одной крышей с людьми - жилой дом состоит из двух частей. Пища. В основном маратхи не вегетарианцы (но не употребляют говядину и свинину), за исключением групп, исповедывающих бхакти (в частности, принадлежащие традиции варкари, преданные богу Витхобе), а также маратхов Уттар-Прадеш, Тамилнада и Андхра-Прадеш (преимущественно брахманов). Основа пищи - пшеничные лепёшки, грубые лепёшки из просяных культур - джовар, баджра - стали эстетическим элементом всех каст как символ культуры маратхов. Рис, чечевица, топлёное масло, овощи, острые приправы. Менее распространены джовар (сорго) и бхаджари (просо). Редко встречается употребление алкогольных напитков, хотя специальных кастовых запретов на это не существует. Мужчины курят традиционные самокрутки - биди. Традиционная мужская одежда - рубаха с прямыми рукавами, прямозастёжная куртка, дхоти или узкие штаны, разнообразные тюрбаны (пхета). Женская одежда - сари, задрапированное с имитацией шаровар, часто сари длиной до 10 м (у низких каст - короткое и узкое). На севере Махараштре - широкая юбка и кофта. Символы замужества у женщин - синдур, стеклянные браслеты, подвеска (мангалсутра), кольца на пальцы рук и ног, украшение в нос натх. Ранее среди женщин кулин бытовала система парды. Самый значительный календарный праздник - Бендур, или Пола, в ходе которого крупный рогатый скот украшается цветами и красками, и ведётся на процессию. Богатый фольклор, включающий легенды и предания. Национальный герой маратхов - Шиваджи Бхосле. Национальный характер часто описывается как резковатый, прямой, независимый ("жительницы Махараштры любят грубые непристойные речи и несдержанны на ложе" - Камасутра).

rani33: Образование, ремесла, украшения адиваси В хозяйственном отношении адиваси не представляют собой единого целого. Среди них сохранились охотники и лесные собиратели (наибольше всего - у южноиндийских народов, а также у утхлу, бирхоров, мария центральных областей), имеются ручные мотыжные земледельцы (чаще всего подсечно-огневое земледелие практикуется в труднодоступных горно-лесных районах, у нага, кхария, асуров, пахария, мудуваров). Террасная форма ручного земледелия распространена у народов Ассама и Юга Индии. Традиционно скотоводством занимаются тода (разводят молочные породы буйволов). Отгонным скотоводством занимаются гуджары, гадди Химачал-Прадеш. Большинство адиваси обитает преимущественно в горных и лесных областях; многие занимаются охотой. Собирательством и рыболовством, а также подсечно-огневым земледелием и скотоводством. В настоящее время большинство племён владеет землёй (хотя встречаются племена, не имеющие земли). Наблюдается сдвиг от традиционных занятиях к до сих пор не свойственных адиваси. Охотой и собирательством, а также (в ряде случаев) рыболовством занимаются такие небольшие племенные общности как ван вагри западного Раджастхана, бирхор Чхота Нагпур, канджары и бахелия Гангской равнины, кучбандхия и пардхи центральной Индии, ченчу и йенади Андхра-Прадеш, кадары, паниян, малапантарам Кералы. Традиционно скотоводческие племена - гуддары западных Гималаев, рабари Раджастхана и Гуджарата, дхаргары Махараштры и Карнатаки, тода Тамилнаду. Племена восточной и центральной Индии байга (Мадхья-Прадеш), саора, гадаба, пароджа, бондо Ориссы, гаро Мегхалайи занимаются передвижным земледелием - дахийя, поду часа или джхум. Среди адиваси известно примитивное плужное земледелие. За последние годы резко уменьшился процент адиваси, занятых охотой и собирательством (24.08%), ловлей птиц и животных (36.84%), скотоводства (12.5%) и передвижного земледелия (18.14%). Исчезает ряд ремёсел - прядение, ткачество, окрас тканей, набойка, кожевенное дело, обработка камня. Возрастает оседлое земледелие (29.58%), террасное земледелие (36.84%), пчеловодство (60%). Налицо диверсификация племенной экономики. Наблюдается резкий рост числа адиваси, занятых на государственных и частных предприятиях. Более 87% племенных рабочих заняты в первичном секторе экономики, главным образом, как сельскохозяйственные рабочие. Только 2.73% рабочих заняты в лесной и рыболовной промышленности, скотоводстве, 1.14% - в строительстве, 1.42% - легкой промышленности, 0.67% - горнорудной промышленности. Женщины адиваси гораздо более чем женщины кастовых индийцев заняты в производстве. В 1981 г. 41.32% женщин - адиваси зафиксированы как рабочие (на общем фоне 17.88% работающих женщин в Индии). В 256 племенах появились новые страты бизнесменов, в 380 - учителей, в 156 - административных работников, в 150 - инженеров и докторов. Наблюдается возрастание роли представителей адиваси в сельских панчаятах (среди 362 племён); имеются адиваси - политические лидеры районного (в 185 племенах) и государственного (в 45 племенах) масштаба. В настоящее время почти не встречается деревень, населенных исключительно адиваси. Хотя родовые связи крепки, общину малых народов следует в целом отнести к соседскому типу. Постепенно основной формой семьи становится малая семья. Традиционные ремёсла сохраняются, обретая коммерческую основу. Резьба, татуировка, настенная живопись, рисунок, ткачество, плетение, вышивка ткани и кожи, керамика - важнейшие формы племенного искусства, тесно связанного с ритуалом. В 547 племенах сохраняется хореографическая традиция, 68 племён адаптируют музыку западного образца.

rani33: Внешность адиваси адиваси По внешнему облику адиваси могут совпадать и не совпадать с преобладающим населением данного штата. Био-антропологическая информация доступна только в отношении 179 племенных общин. Среди адиваси наблюдаются группы с различными антропологическими типами. Многие народы в северных и западных областях Индии и в Пакистане, а также тода, рабари и гуджары принадлежат к разновидностям европеоидной расы (средиземноморским типам). Большинство племен северо-востока Индии и пригималайского пояса монголоидны (у ассамо-бирманской группы народов преобладают южномонголоидные черты). Некоторые монголоидные черты наблюдаются и у жителей Бенгалии и Бангладеш. Смешение европеоидного типа с веддоидными элементами прото- австралоидного типа наблюдается у малых народов Центральной Индии, среди мунда, ораон и гондов. Носителем веддоидного типа является народ ведда Шри Ланки. Андаманцы, онги и джарава - негритто. Племя Гуджарата сидди (потомки африканцев) - негроидное. Б. С. Гуха выделил четыре антропологические типа среди адиваси: 1. Низкого роста, с длинной и средневысокой головой, часто с сильно профилированными надбровными дугами, широким лицом, легким выступом челюстей, небольшим уплощением носа, волосы варьируются от волнистых до курчавых; это в основном обитатели центральной и южной Индии, а также ассоциируются с низкими стратами среди кастовых групп; 2. Тёмнопигментированные группы, со спиральными курчавыми волосами - встречаются среди кадаров и пуллайян; 3. Брахицефальные монголоидные типы, низкого роста и коротким уплощённым носом, главным образом - обитатели Ассама и северной Бирмы; 4. Вторичные монголоиды, характеризующиеся средним ростом, удлинённой головой, носом средней ширины, и имеют некоторые типично монголоидные черты лица. Обитатели горных районов и долины Брахмапутры. 163 племенные общины говорят на индоарийских языках (племена Гуджарата, Раджастхана, Махараштры, Индо-Гангской равнины), 107 - на дравидских (все племена южной Индии, а также гонды и ораон центральной Индии), 143 - на тибето-бирманских (племена на территории северо-восточных штатов), 30 - на австроазиатских (мон-кхмерская группа - кхаси и джантиа Мегхалайи; мунда, санталы, кол, хо, саора, бондо, корку центральной Индии), 4 - на андаманском. Встречается билингвизм и трилингвизм. Свою письменность и обучение в школе на родном языке имеют только несколько народов (мизо, кхаси). Уровень грамотности среди племён в два с половиной раза ниже, чем в среднем по стране. Работает государственная общеобразовательная программа обучения на местных языках и диалектах. Создается письменность многих языков адиваси. С 1950 г. на языках ораон и мунда издаются журналы "Джагар Сада", "Куркхан", "Туртунг", "Абуа Джаркханд".

rani33: Расселение адиваси Адиваси Адиваси расселены широко, но неравномерно. Согласно статистическим данным 1981 г., к зарегистрированным племенам относится 51.628.638 человек, или 7.76% от всего объёма населения. Согласно данным конца 1990-ых гг., общее число племён, их групп и сегментов, включая территориальные объединения - 635. Имеются зоны их особой концентрации, и пространства, где их совсем нет или ничтожно мало. Они расселены во всех штатах кроме Панджаба и Харьяны, и на всех союзных территориях кроме Чандигарха, Дели и Пондичерри. В большинстве случаев они живут скученно, в окружении других, и чересполосно с другими народами. 6.2% адиваси проживают в городах. Крупнейшая концентрация адиваси (где сосредоточено около половины всех племён) - центральноиндийская зона, на территории штатов Мадхья-Прадеш и Читторгарх (23.22%), Орисса (11.46%), Бихар (11.26%), Махараштра (11.18%), Гуджарат (9.39%), Раджастхан (8.1%), Андхра-Прадеш (6.15%), Западная Бенгалия (5.95%). Вторая крупная зона концентрации адиваси - Северо-Восточная Индия, южные склоны восточных Гималаев, Ассамские горы и западные склоны Бирманских гор. Здесь в некоторых административно-политических единицах (Мегхалайя, Нагаленд, Аруначал, Мизорам) племена составляют большинство населения. На территории Южной Индии местами относительной концентрации племён являются горы Нилгири (на стыке Западных и Восточных Гхатов) и Кардамоновы горы в Керале. Наименьшая степень расселения адиваси в Гоа, Даман и Диу, на Андаманских и Никобарских островах, Лакшадвипе, Сиккиме, Дадра и Нагар Хавели. Размеры племенных общин разные - от 7 миллионов до 1-2 человек. Географически в Южной Азии выделяются три основные зоны наиболее плотного расселения адиваси - северо-восточная, центральная и южная. Первая включает Бангладеш, штаты Западная Бенгалия, Ассам, северо-восточные штаты Индии (Манипур, Трипура, Мегхалайя, Нагаленд, Мизорам, Аруначал). Большинство адиваси тут говорит на языках тибето-бирманской группы, язык кхаси принадлежит мон-кхмерской семье. Антропологически они в основном южные монголоиды. Центральная область - штаты Раджастхан, Гуджарат, Махараштра. Мадья-Прадеш, Бихар, Орисса. Тут проживают многие крупные племенные народы (бхилы, гонды, санталы), и многие малочисленные. Здесь проживают мундаязычные и дравидоязычные адиваси, за исключением бхилов и близких к ним западных групп, говорящих на индоарийских диалектах. В их антропологических типах имеются некоторые признаки австралоидной расы. Адиваси южной области - ченчу, курумба, тода, бадага, кота, ирула, урали и многие другие народы Тамилнада, Кералы, Карнатака, Андрха-Прадеш. Они говорят на языках дравидийской семьи. К адиваси относят и население Андаманских и Никобарских островов, жителей горных округов штатов Панджаб и Уттар-Кханд (гадди, бхоты, гуджары, киннауры). Фиксация и регистрация племён Индии продолжается; только в 1980-90-ые гг. была относительно полноценно выявлена картина расселения племён в Аруначал-Прадеш, Ладакхе, на Лакшадвипских островах, групп куки Мизорама, Трипуры и Мегхалайи, субгрупп нага, бхилов, гондов и мина. 309 племен (48.6%) осознают свою идентичность на локальном уровне (талука или дистрикта), 390 (61.3%) - на региональном, 10.4% - на национальном, и 19 племён северо-востока (3%) - на транснациональном уровне. 409 племён (64.3%) понимают себя как мигрантов на нынешнее место обитание, что зафиксировано в их устной фольклорной традиции. Распространено представление о том, что адиваси первоначально обитали на равнинах, и постепенно были вытеснены оттуда на настоящие места обитания дравидийскими и индоарийскими народами - земледельцами и скотоводами.

rani33: Адиваси Адиваси из штата Орисса Адиваси, адимджати, ванья-джати, араньяка ванаваси, ваньяджати - "изначальные обитатели", "лесные народы", аборигены, племена Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Большинство адиваси до недавнего времени представляли собой мало индустриализированные сообщества, занимающие гомогенную территорию, говорящие на едином языке и верящие в общее происхождение, имеющие черты племенной организации, а также не входящие в индийскую кастовую систему. Определение адиваси усложнено их множественным самоопределением и постоянным диффузионным процессом. Адиваси не представляют антропологического, языкового, этнического, социального, политического единства. Существуют разные классификации адиваси Индии: 1. Сообщества, находящиеся практически вне внешнего влияния кастовых индийцев; 2. Племена, обретшие статус низших каст в социальной системе индуизма и адаптировавшие ряд обычае хинду; 3. Отчасти интегрированные племена, но держащие дистанцию от кастовых индийцев (Д. Н. Маджумдар); И 1. Племена, инкорпорированные в индийскую социальную структуру (бхилы, бхумидж); 2. Племена, позитивно настроенные по отношению к общей социальной структуре (санталы, ораон, мунда, гонды); 3. Племена, негативно настроенные по отношению к общей социальной структуре (мизо, нага); 4. Племена, индифферентные по отношению к общей социальной структуре (племена Аруначал Прадеш; В. К. Рой Бурман). Племена существовали уже в 3 тысячелетии до н. э., но до конца неясны их взаимоотношения между собой и с протодравидским населением Хараппской культуры. В целом общество Южной Азии, в особенности низкие и средние касты, впитывало в себя локальные племенные культуры; исключение составили лишь некоторые крайне изолированные группы. Существуют два взгляда на взаимоотношение между племенами и кастами в Индии. Антропологи Хуттон, Гхурье, Бозе, Косамби полагают, что культурная традиция индуизма органически связана с племенными культурами. Рислей, О Маллей, Элвин, Хаймендорф считают, что кастовые индийцы и племенные народы всегда жили обособленно, контакты между ними были редки и незначительны. Начиная с 1872 г. Комиссия Британского Цензора отмечает трансформацию многих племен в касты; хотя при этом некоторые племена формирует собственные культурные общности, противопоставляя себя индуистской социальной структуре или вообще не связывая себя с ней.

rani33: Балти Народ, проживающий в пригималайских областях на стыке Южной и Центральной Азии, на территории Пакистана и Индии (в штате Джамму и Кашмир, в так называемом Балтистане). Численность - около 80 тысяч человек. Антропологический тип относится к восточноазиатской расе большой монголоидной расы. Говорят на диалектах балти, буриг, принадлежащих западной подгруппе центральной группы сино-тибетской семьи. Среди балти в древности был распространены буддизм, существовали тесные культурные связи с Тибетом, которые в 19 веке ослабли. В настоящее время балти в основном придерживаются ислама (шиизма). Балти оседлы, живут в поселках, занимаются ручным мотыжным земледелием, выращивают ячмень, пшеницу, кукурузу, разводят огороды, выпасают мелкий рогатый скот. Распространена среди них полигиния.

rani33: Бихарцы Группа народов, основное население штата Бихар. Термин "бихарцы" возник в отношении разных кастовых и лингвистических групп - мигрантов из штата Бихар в другие области Индии. Общая численность в Индии - 79 млн., а также в Бангладеш - 1,2 млн., в Непале - 2,95 млн., в Бутане - 10 тыс. человек. Бихарцы (их называют также дешвали) - агломерат гетерогенных групп. Основная масса населения - бходжпурцы, магахи, майтхильцы. Это близкие этнические общности, различающиеся по кастовой структуре и обычаям. В настоящее время наблюдается национально-культурное возрождение бходжпурцев и майихильцев. Существует движение за создание на языковой основе штатов Майтхили-Раджья и Бходжпури-Раджья. Территория Бихара - один из центров формирования древнеиндийской культуры и государственности. Здесь существовали государства Митхила (Видеха), Вайшали (Личхави), Магадха и Анга; часть земель Бихара входила в состав государств Малла, Кошала и Ванга. Термин "бихар" первоначально возник при Бхактияре Кхилджи, в отношении территории, прилегающей к Бихар-Шарифу; там было обнаружено множество буддийских монастырей - вихаров. Как отдельная провинция Бихар был оформлен при правлении Акбара; тогда в него входили северные территории современного Бихара и область Чотангпур-Сантал Паргана. Бихарцы говорят на близкородственных языках бходжпури, магахи, майтхили, бадджика индо-арийской группы индоевропейской языковой семьи (иногда они считаются диалектами языков хинди или бихари). Широко распространён также язык хинди. Бихарцы, проживающие за пределами Бихара, обычно владеют двумя языками (родным и ория, нагамеским, ассамским и т. д.). На языках Бихара существуют богатый фольклор, развита художественная литература. Антропологически бихарцы принадлежат к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. На территории Бихара в 6 - 5 в. до н. э. возникли буддизм и джайнизм. На общую картину религиозности повлияли также племенные культы присутствующего тут значительного числа адиваси, а также тантрические формы индуизма. Большинство бихарцев - индуисты; имеются мусульмане (в основном, сунниты), христиане, а также небольшие группы сикхов, джайнов, буддистов. Мусульмане живут в основном в городах. Среди джайнов имеется много крупных финансистов, промышленников. Высока в Бихаре общественная роль майтхильских брахманов. Индуисты-бихарцы почитают божества Картал Бабу, Махадева, Брахму, Баджангабали, Кали, Шиву, Дургу, Лакшми. Хануман часто выступает как деревенское божество. Обряды жизненного цикла варьируются от одной общины к другой. Праздники бихарцев-индуистов - общеиндийские; особенно популярны Дивали, Дассера, Джанмаштми, Рам Навами, Чхат Пуджа, Ракша Бандхан. Основное занятие - пашенное земледелие: культивируют рис, а также пшеницу, просо, бобовые, сахарный тростник, табак. Держат рабочий скот, овец, коз, свиней (в основном, низшие касты), домашнюю птицу. За пределами Бихара бихарцы часто не имеют земельной собственности, и занимаются бизнесом, торговлей, работают в промышленности и служащими предприятий. Селения небольшие, с населением до 500 человек; в долине Ганги крупные, от 2 до 15 тысяч (очень высокая плотность населения). Типы жилищ в Гангской долине - одноэтажные дома, со стенами из самана, двух- или четырёхскатной крышей, крытой соломой или черепицей. В северо-западных и южных районах каркас жилища делается из бамбука, стены плетёные, обмазанные глиной. Города небольшие (крупнейшие - Патна, Ранчи, Музаффарпур, Джамшедпур, Бхагалпур). Одежда мужчин - дхоти, женщин - сари. В северных районах наблюдается мусульманское влияние в костюме, распространены шальвар-камиз, курта-чуридар, шервани. Символы замужества, носимые женщинами - пробор, покрашенный синдуром, стеклянные браслеты. Основа пищи - отварной рис или пшеница и дал, а также овощные блюда с пряностями и приправами, лепёшки, кислое молоко, шербет. Праздничное блюдо - пулао (рис, тушёный с овощами, мясом или рыбой). Рыбу и мясо (но не говядину) иногда едят члены большинства каст. Брахманы в основном вегетарианцы, но майтхильские брахманы употребляют рыбу. Среди бихарцев имеются различные сословия и касты - брахманы, раджпуты, кайястха, бания, бхумихар, ядав, курми, тели, дусад, чамар, паси, дом, мусахар, гоала, лохар, дхоби и сури. Практикуется кастовая эндогамия. Касты подразделяются на готры (в частности, готры Шандилия, Шакарпура, Кашьяпа, Джадуванши, Куруванши, Хальдия, Магхья) и линиджи (банса), чьи функции - регуляция брачных связей и фиксация родового происхождения. Практикуется клановая эндогамия и экзогамия на уровне готр. Брак совершается с помощью выкупа невесты, известна практика взаимного обмена сестёр (голта). Семьи моногамны. Возможен повторный брак вдовца. Среди ряда каст практикуется левират и сорорат. Мужские наследники получают равные доли собственности, при главном наследнике - старшем сыне. Растёт урбанизация: развиваются старые индустриальные центры (Джамшедпур), создаются новые (в основном, в южных районах). В северных областях преобладает обрабатывающая промышленность (мелкая текстильная, табачные фабрики, сахарные заводы). В Ориссе, Западной Бенгалии, Ассаме бихарцы расселены в основном в городских поселениях. Имеются поселения бихарцев также в Сиккиме, Мегхалайе, Нагаленде (дистрикт Кохима).



полная версия страницы